evdm0011 (evdm0011) wrote,
evdm0011

Кайтканикулы в тундре. Часть 1

Мурманск.

Пожалуй, впервые я попадаю из Москвы в Мурманск и не испытываю проблем от температурного перехода. В аэропорту - дождь, +6. Даже как-то непривычно, я настраивался на нетронутую зиму, а тут все течет и капает. Выходя из самолета в летней штормовке, я даже не ощущаю разницы с Шереметьево.

Мурманский аэропорт словно вытаял из снега. Лужи, мусор, снег, грязный до черного. Багаж выдали довольно быстро. Я взвалил чехол на себя и пошел обменивать билет.

С билетами была отдельная история. Сначала я долго искал подешевле, потом искал, как их поменять, т.к. решил возвращаться пораньше. Оказалось, что поменять их в Москве невозможно, можно это только сделать в Мурманске. Это очередные игры авиакомпании – что-то вроде обязательного рейса туда-обратно, причем изменить его можно, только слетав «туда»

Было сомнение, что и в Мурманске меня пошлют куда подальше, причем даже быстрее, чем в Москве, но выбор был невелик и в любом случае мне нужен был «Авианорд».

Офис «Авианорда» я нашел быстро. Почему-то сильно бросается в глаза, что в регионах, особенно северных, люди не работают быстро. Новый билет я получил через 20 минут вместе с указаниями, во сколько и где искать рейсовый автобус в Мурманск. Сомнения оказались напрасными, и за 850 рублей мне назначили другой рейс на нужную дату.

Автобус явно хотел на родину, в Норвегию, где его списали еще лет 20 назад. Он гремел, ревел и дребезжал, но полз по сопкам, периодически подбирая пассажиров на монументального вида остановках из бетонных плит.

Вошли гопники в кепках, туфлях, брюках и куртках из кожзаменителя. Громко что-то обсуждали и размахивали руками. Здесь они, оказывается, тоже есть. Что их волновало, я не понял, т.к. был в плейере.

Гостиница "69 параллель" находится черт знает где по Мурманским меркам. Из окна открывается вид на ветряк и сопки. Гостиница почти пустая, отремонтированная и дешевая. За ночь постоя я заплатил 950 рублей, что недорого. Из минусов можно отметить только кафе, где кормят удивительно невкусно и дорого.

05-12-17-09

Бредя по улице, понял, что под ноги смотреть надо очень аккуратно. В Москве собачьего дерьма на порядок меньше. Здесь через него перешагиваешь, перепрыгиваешь и обходишь. Особенно это доставляет, когда идешь по узенькой тропинке, стараясь не провалиться.

Первое знакомство

Меня обещали забрать от вокзала, осталось только найти машину. Я подхожу к остановке, слышу свист. От машины мне машут несколько фигур, отражаясь в лужах. Ну хоть не заблудился и не потерялся, уже хорошо.

05-15-58-45

Пять человек – Егор , Саня, Джонни, Кирилл и Ярослав. По прошествии какого-то времени все стало просто, но именно тогда я не запомнил никого, надеясь услышать имена в разговоре.

Какое первое впечатление - Все старше меня. На первый взгляд кажутся серьезными людьми. Деловые такие мужики. Сначала я даже думаю, что они все вместе.

Первая идея – обедать, потому что я так понял, в гостинице аэропорта не особенно кормили, а если и кормили, то не тем. Я с радостью разделяю эту идею, так как и мой завтрак был довольно легким и не очень питательным.

Мы идем в пиццерию. Причем капитально там заседаем, сразу взяв водки за знакомство. Потом еще кофейку, а потом еще водки. Знакомство состоялось, пицца съедена и мы возвращаемся к микроавтобусу.

Едем в магазин, где лихо набираем целую тачку продуктов, вернее, целую тачку бутылок на тот случай, если не будет ветра.

05-14-17-45

Мы грузимся в микроавтобус и выезжаем из Мурманска. На двд-хрипелке "Бешеные псы" Тарантино, нить которых я теряю через 10 минут после начала.

Тарантино, вроде, культовый режиссер. Но я с одного захода всего один фильм смог посмотреть – «Бесславные ублюдки», да и то, потому что в кино на него попал. А остальные либо мучал по нескольку раз, либо вообще не смог досмотреть до конца. Вот и «Псов» этих я уже раз в четвертый пытаюсь посмотреть, но никак не выходит. Феерическая нудятина.

05-15-08-52

За окном плывут камни и редколесье, идет дождь. Картина для катания не самая отрадная. Но на севере погода изменчива – все еще будет, я на это надеюсь. Окно к тому же затонированное, что тоже вносит свои краски в трагичность ландшафта.

Постепенно ландшафт начинает меняться. Леса уходят под снег. Мы едем с сопки на сопку, останавливаясь по техническим причинам, так как личный состав потребляет купленное в супермаркете, впрочем как и я.

09-15-43-36

Леса уже нет. Вокруг снежная пустыня, на которой реют кайты. Мы встречаем своих – Колеса и Ленку - ждем, пока они соберутся.

Ощущение было, что еще чуть-чуть, и мы уже приехали. Оно очень меня обмануло. Дальше наш микроавтобус полтора часа, не быстрее 15 км/ч, карабкался через тундру.06-10-50-45

В Териберке мы только вечером. Первые впечатления от населенного пункта, скорее, стремные. Заброшенные дома, залив, зомби какие-то шатаются, Сугробы.

05-21-38-31

Кирилл, Ярослав и Егор поселяются в отдельной квартире. Отель она напоминает довольно отдаленно. Некоторые вещи, как, например, панцирные кровати, я встречал в последний раз в Сатино, наверное. Думал, что больше их нигде и не сохранилось. Однако – вот, есть.

05-21-37-12

А еще есть телевизор с мануальным управлением переключателем и белье, позаимствованное, видимо, на рыбзаводе.

Затаскиваем вещи, размещаемся. Мы будем жить напротив. У нас квартира получше. К телевизору есть пульт, кровать обычного типа, титан с горячей водой и даже холодильник.

06-10-25-32

начинаем застолье. Все идет несколько спонтанно. Мысли теряют очертания.

Колес собирается за рыбой к рыбакам. Я понимаю, что прогулка мне поможет и напрашиваюсь в попутчики.

Скрепя снегом, мы бредем по темному поселку. Лужи отливают маслом, сереют сугробы. Навстречу попадаются всякие темные личности.

Мы минуем проходную рыбзавода и спускаемся к судам. Даем пакеты, которые возвращаются полными трески и печени. Теперь это надо дотащить обратно.

Идти около километра, пакет с рыбой весит около 20 кг. Я его несу в руках, на плече. последний участок дается тяжелее всего - я проваливаюсь по колено в снег, т.к. тропа уже довольно сильно подтаяла.

14-11-27-35

На столе уже появился камчатский краб. Сколько-то лет назад его завезли сюда с Камчатки, он и размножился, вытеснив местного краба. Дайверы помогают его доставать. Видимо, теми же путями сюда попали трепанг и гребешок.

Безветрие 1

Ветра нет, поэтому на его поиски выезжаем ближе к обеду. Мы посещаем несколько спотов, но так и не находим, где бы могло дуть.

06-14-03-58

Доехав до крайнего 85 км, мы ставим флаг, который безвольно висит без малейших признаков жизни. Мы перекусываем бутербродами и разворачиваемся назад.

06-16-46-531

По пути попадается плотина, а примерно в 500 метрах ниже ее висит навесной мостик. Мы идем к нему, я жалею, что не надел лыжи. Ноги иногда полностью проваливаются в снег.

06-16-34-25

Вообще перемещение по глубокому снегу тема отдельная. Я вешу много, потому проваливаюсь практически всегда. Особенно обидно, когда все нормально прошли, а ты бредешь по колено в снегу, отставая все больше и больше. Идти при том очень тяжело.

06-16-53-29

Идти сложно. Весь мокрый я подхожу к мосту. Особого доверия он не вызывает. Я не иду через него. Все же остальные пересекают расщелину. И начинают беситься. Я возвращаюсь тем же путем обратно. Остальные идут по руслу вверх.

06-17-48-29

Найден гидрозатвор, с которого можно спрыгнуть. Прыгаю и я, скользя вниз по мокрому снегу. Не сказать, чтобы то был очень уж взрослый поступок, но ощущение нереальное – сначала летишь метра три, потом приземляешься на заснеженный склон и скользишь вниз в облаке снега.

06-17-57-53

В какой-то момент слышится треск льда. С обратной стороны падает стена льда. Немного не по себе.

06-18-23-58

Мы возвращаемся обратно. Мужики седлают экскаватор, с которого тоже можно прыгнуть.

06-18-27-12

Вечером - треска и покер. Я не участвую.

Безветрие 2

Ветер обещали к 4-м. Мы выдвинулись в тундру, в надежде ветер, таки, застать. Однако светило солнце, легкая дымка на небе, полный штиль.

07-14-16-41

Вспомнив принципы бэккантри мы взвалили лыжи на спину и поднялись на холм. Спустились раз, решили лезть обратно.

350 шагов вверх. Кто-то посчитал, что это 20-ти этажный дом. Причем наверх нужно идти в горнолыжных ботинках. Подъем наверх дается нелегко. Все-таки, подъемники – отличное изобретение человека.

07-16-31-56

спускаться без палок очень неудобно, снег плотный, мокрый, в один момент чуть не теряю равновесие. Но чем еще заняться в тундре, когда нет ветра.

07-15-23-041

Мы сидим наверху, кто-то жует шикшу, обильно растущую на проталинах. Небо над нами ревет. Из-за дымки ничего не видно, но по звуку понятно, что то нечто военное носится над нами. В какой-то момент в в разрезе облаков появился серебристый фюзеляж, дугою проходящий по небу. Истребители крутили какие-то фигуры, преодолевая звуковой порог.

07-13-20-53

Решили проехать вперед к другому споту. Ветер чуть-чуть появился.

Колес достал пилотажку. Минут 15 с ней даже удалось потренироваться. После опять наступил штиль. Домой я еду вымерзший, сквозь туман, где и 10 метров не видно.

Останавливаемся у магазина. Чувствуется, что ветер усиливается. Меня активно знобит. Решаем завтра выезжать как можно раньше.

Ужинать приходится довольно поздно, но в этот раз я хоть внес свою лепту в общее дело - почистил лук и морковь.

Первый опыт

В 7 звонит будильник, но так хочется полежать еще. Через 15 минут слышится, как кто-то зашебуршал на кухне. Колес готовит завтрак.

06-11-04-06

А что? Даже пшенка может быть вполне ничего с утра. Быcтро и сытно. Давно не ел пшенной каши. Как впрочем, и вообще – каши.

07-13-50-441

В 9 стартуем в тундру.Пасмурно, цвет неба полностью совпадает с цветом снега. Дорога раскисла и до 85 километра мы едем полтора часа. Но в отличие от других дней ветер сегодня есть! Встретили подбитый бульдозер – интересно, как это так его?

07-17-29-45

Мы отходим с Джонни от всех остальных. Первая мысль - какой-же он огромный.  Я с замиранием сердца начинаю разворачивать свой купол.

Вот он мой кайт. Кстати, Лена высказала мысль, что я, вероятно, первый с геофака, кто купил себе кайт. Мысль эта греет и развивает гордое чувство. А пока чернокрасный полог трепещется на снегу. Помня о приключениях в Анапе, я с трепетом к нему подхожу с насосом.

Где-то глубоко-глубоко рождается потаенное чувство - свалить. Ведь если меня прикрутить к этой штуке...

Но выбора нет, я под чутким руководством разворачиваю кайт по ветру и начинаю качать поперечные баллоны...

Все готово. Купол лежит, прижатый к снегу,  стропы прикреплены, Джонни разбирается с планкой.

Я ставлю каркас на ребро  - он раза в три выше меня. Джонни поднимает руку, я отпускаю баллон, и черно-красное тело взмывает вверх.

12-17-54-28

Вспомнить все. Мы вспоминаем как его пилотировать. Аккуратно я вожу кайтом в зените, ветер крепкий, но не предельно сильный, меня не подбрасывает порывами вверх.

Спотыкаюсь я на упражнении, когда на пятках нужно скользить за куполом. Спотыкаюсь я прямом смысле этого слова, завязая в насте.

Наконец, решено переходить к лыжам. Я послушно вщелкиваюсь в крепления и беру планку. Я удивлен, что я еще жив и ничего не происходит. Завожу кайт и начинаю движение.

Снег хрустит под лыжами. Кайт висит в точке, я еду. В голову приходит шальная мысль - а дальше что? Надо тормозить и разворачиваться.

Инструкции у меня были на этот раз - кантуемся против ветра. Попытка использовать инструкции окончилась удачно. Я действительно остановился и завел кайт над собой. Ну и поехал обратно.

13-15-53-28

Я недостаточно кантовался, ронял кайт, трапеция наматывалась на шею, не работал кайтом, но факт остается - я катался по тундре.

Я умудрился опустить кайт в ложбине, где ветер скис. Все-таки, микрорельеф в тундровом катании играет чуть ли не первоопределяющую роль. Попытка поднять его самостоятельно не привела ни к чему, этому тоже надо учиться и учиться. Хорошо, что Джонни заметил трабл и не поленился сходить метров на 400 запустить мой кайт.

Ну а дальше я впаялся в кем-то заботливо оставленный трамплин. Видимость была так себе, а если еще учесть, что смотрел я, в основном, на купол, ничего нет удивительного, что трамплин я обнаружил уже забавно брякаясь с него.

В 5 ветер стал утихать. Я впервые сам собрал свой кайт. Смотал планку и свернул купол. Мы собрались домой.

06-17-33-39

Снова полтора часа по тундре, ориентируясь по забытой строительной технике, каким-то забытым вещам и километровым столбам.Кстати, бульдозер починили. Может, и экскаватор забрали?

“Яйца Чиннисхана” - это блин вообще. Фильм купили еще в супермаркете в Мурманске, вот дошли до того, чтобы его поставить. Не досмотрел. Зато Кирил приготовил что-то такое из фасоли, мяса и картошки, что можно перестать есть только съев его полностью.

Продолжение повествования

Tags: Кайт, города, лыжи, поездки, снег